Александр Тепляшин
Президент компании BEAUTY PLAZA, пластический хирург, доктор медицинских наук, профессор
15.11.2012
Недавно вручали ежегодные Нобелевские премии. В области медицины ее получили два ученых - британский специалист по клеточной биологии Джон Гердон и японец Синья Яманака. За успешное превращение обычной взрослой клетки в стволовую для лечения органов и выращивания тканей. Награда за открытия в области стволовых клеток подогрела интерес к этой загадочной сфере. А ведь пионерами в области открытия стволовых клеток являются наши ученые! Да и сегодня им есть чем удивить мир. Мы поговорили на эту тему с профессором, директором Центра клеточных технологий Александром Тепляшиным.
Как выращивают органы
- Александр Сергеевич, это правда, что первым ученым, кто заговорил о стволовых клетках, был именно наш медик?
- Да. Русский ученый гистолог Александр Максимов в 1908 году впервые выделил стволовые клетки костного мозга - гемопоэтические (от слова «гемопоэз» - рождение клеток крови и иммунитета), которые отвечают за кроветворение, и назвал их стволовыми клетками.
Но потом об этом забыли. Лишь в 60-х годах советские ученые Александр Фриденштейн и Иосиф Чертков подтвердили предположение коллеги и, изучая возможности этих особых клеток, стали разрабатывать сферу их применения. В конце 60-х были получены данные о возможности трансплантации стволовых клеток костного мозга при лечении лейкозов (рак крови). С годами ученые научились выделять различные виды стволовых клеток для выращивания органов и тканей.
Источники получения стволовых клеток разные. Одно время использовали человеческие эмбрионы, но эта деятельность осуждена и церковью, и обществом. Кроме того, эти клетки напрямую на человеке не используют из-за вероятности развития опухолей - все-таки чужая ткань! Перешли на клетки взрослого человека - как полностью безопасные. Но стволовые клетки пуповинной крови сложно использовать, потому что их невозможно размножать. Когда лечат детей, больных лейкозом, берут от 10 до 20 пуповин.
Поэтому в мировых научных центрах стали изучать другие источники получения стволовых клеток. И оказалось, что они есть в разных органах - например в жировой ткани, коже, костном мозге (не путайте со спинным!), кровеносных сосудах, мышечной ткани, вилочковой железе. Мы в нашем центре разработали технологию получения, размножения стволовых клеток из жировой ткани. Это еще никому не удавалось!
- За что же дали Нобелевскую премию японцу?
- За генетическую реконструкцию почти обычных, но специально обработанных (индуцированных) клеток взрослого человека в стволовые, не прибегая к эмбриональным. Проще говоря, за превращение взрослой клетки в юную для возможности выращивания сложных человеческих органов и тканей - например нервной, сосудистой ткани, глазных нервов, сетчатки.
А для выращивания органов с более простой структурой подходят взрослые стволовые клетки. И в этом направлении в мире есть интересные открытия. Так, итальянский доктор Паоло Маккиарини пересадил 8 пациентам трахею, выращенную из стволовых клеток. Француз Люк Дуэй научился культивировать и выращивать эритроциты из стволовых клеток костного мозга. Американец Энтони Атала вырастил из стволовых клеток стенку мочевого пузыря и пересадил ее больному раком.
- Ну а мы чем можем похвастаться?
- Мы, русские ученые, научились выращивать из стволовых клеток собственную хрящевую и костную ткань. Это достижение революционно в сфере клеточных технологий. Оно позволяет вылечить заболевания любых суставов, вырастить практически любую костную ткань и пересадить ее в организм человека.
К сожалению, участники Нобелевского комитета с недоверием относятся к достижениям российской медицины. Но скоро о нас будет говорить весь ученый мир!
Удлинить ноги? Реально!
- С этого места поподробнее...
- Проблема медицинская в том, что для существенных костных дефектов неоткуда взять трансплантат. Трупная кость не приживется. А у живого донора невозможно взять без последствий пять сантиметров, скажем, бедренной кости.
Вместе с Ветеринарной академией имени Скрябина мой Центр клеточных технологий пять лет проводил клинические испытания на самцах баранов. Ведь если на животных эксперимент получится, то и на людях тоже. В Институте биокерамики по нашему заказу делали заготовку кости из кальция и фосфата - это, грубо говоря, минеральный состав кости. Но эта заготовка - не живая кость. Она не приживалась у животных.
Тогда мы придумали уникальную технологию - насыщать костную заготовку стволовыми клетками из костного мозга. Дней десять заготовка насыщается стволовыми клетками, а потом ее хирурги вставляют в то место, которое нужно удлинить - между двумя костями, - и фиксируют. И через два-три месяца получается абсолютно обычная костная ткань, своя!
- И скоро это будет помогать людям?
- Сейчас мы уже готовим к операции пациентку, у которой нет последней фаланги пальца. Ей уже сделали минеральную заготовку кости. Уже взяли у нее стволовые клетки из костного мозга.
Ноготь, правда, мы еще не научились выращивать. Но сделаем имитацию. Через 4 - 5 недель пациентка сможет пользоваться удлиненным пальцем, а через 2,5 - 3 месяца это будет настоящая кость. Это будет первая подобная операция в мире!
А у следующей пациентки нет четырех пальцев. Мы попробуем ей их вернуть.
- Но ведь не только пальцы можно восстанавливать?
- Да все что угодно! При тяжелых ранениях в голову вместо раздробленной части черепа ставят титановую пластину. А при нашей технологии можно сделать слепок кости, вырастить его в лабораторных условиях, она приживется, и будет своя кость! В онкологии - при удалении опухолей кости, особенно у детей. Или просто для удлинения ноги после оскольчатых переломов.
В пластической хирургии это тоже может работать - удлинить ноги на 5 - 10 см сразу!
- Эх, зубы вот научиться бы выращивать...
- Мы ведем и такие работы. В перспективе мы вырастим зуб, а укрепление костей челюсти для вставления имплантов - это очень важный вопрос в стоматологии, и наш метод, похоже, здесь пригодится.
Мы стоим на пороге безграничных возможностей. Вот для чего нужны Банки собственных стволовых клеток - чтобы человек, положивший свои стволовые клетки, мог ими воспользоваться для восстановления своего организма.
Новые глаза и сердца
- А человеку можно помочь чужими стволовыми клетками или обязательно нужны собственные?
- Как-то Стас Садальский напугал общественность, заявив в Твиттере, что знаменитые актеры стали умирать после омоложения стволовыми клетками. Дело в том, что это были суррогатные клетки, а не собственные, что принципиально важно.
Собственные стволовые клетки в человеке участвуют в процессах восстановления органов, «латают» их повреждения. Это механизм регенерации. Мы используем стволовые клетки взрослого человека, чтобы их размножить лабораторным путем без потери свойств и ввести обратно в человека. Тогда мы видим эффект восстановления органов.
В основном для регенеративных целей и профилактики старения используют собственные клетки. Донорские берут в случае аутоиммунных заболеваний - когда клетки иммунитета разрушают собственный организм (ревматоидный артрит, рассеянный склероз и другие).
- А вам обидно, что Нобелевский комитет наградил не вашу технологию?
- Ну это их выбор. Зато хорошо, что изучение стволовых клеток признается всеми в мире.
Нобелевские лауреаты научились превращать взрослую клетку в стволовую. А мы - превращать стволовую клетку в так называемую гибридную (собственную эмбриональную). Взяли у свиньи яйцеклетку, вставили в нее стволовую клетку жировой ткани человека. Нашли в нашей стране специалиста, который сделал микросателлитный анализ, и получился генотип человека. Мы запатентовали этот метод. Но на дальнейшие испытания нужны большие деньги и крупный центр, которых у нас нет.
- Что дает получение гибридной клетки?
- Из нее можно получать почти любую высокоспециализированную ткань - ядра мозга, клетки поджелудочной железы, сетчатку глаза и даже глаз! Даже сердце вырастить. Но нужны большие деньги.
- Больше, чем стоит яхта какого-нибудь олигарха?
- Что вы, гораздо дешевле... Но я думаю, что, вернув зрение слепым, врач получит гораздо большее удовольствие, чем олигарх от яхты!
Я рад, что наш новый министр здравоохранения заявила, что министерство будет поддерживать отечественные разработки клеточных технологий, иначе мы безвозвратно отстанем от мировой науки. Но мы и так отстали. В США в течение пяти лет на рынок выведут около 800 клеточных продуктов на основе стволовых клеток. У нас же ограничиваются лечением детских лейкозов.
800 и 1. Счет явно не в нашу пользу...
Мнение Нобелевского комитета
Семен Драгульский, вице-президент международной Ассоциации Нобелевского движения в России:
- Теоретически да и практически у наших ученых есть перспектива получить Нобелевскую премию за открытия в сфере клеточных технологий. Но для этого нужно активно пропагандировать свои достижения. Вот я от вас узнаю про достижения Тепляшина. А где его научные труды, где пропаганда его открытия? Нужны многочисленные научные работы, публикации, участие в конференциях. Должно быть признание коллег, ссылки ученых с мировым именем в своих научных трудах…
Может, русские ученые сами виноваты, что на них не обратили внимания? Важно себя правильно подать, чтобы на тебя обратил внимание Нобелевский комитет, который не принимает заявки на премию, а сам отслеживает наиболее яркие и революционные открытия мира. Сегодня вручены премии 2012 года. А комитет уже начал рассматривать кандидатуры на премии 2013 года.
К тому же, конечно, на российскую науку выделяется из бюджета мало денег по сравнению с Западом. Наша ассоциация занимается пропагандой российских ученых, поднятием престижа отечественной науки. Но не так-то просто стать нобелевским лауреатом. Извините, наш нобелевский лауреат Виталий Гинзбург ждал этой премии десять лет! Но в принципе все возможно. Надо работать!
МНЕНИЕ ЦЕРКВИ
Отец Димитрий (Першин), председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, эксперт Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, иеромонах:
- Церковь не возражает против лечения стволовыми клетками и приветствует развитие науки и медицины. Единственное, что недопустимо, - это использовать эмбриональные стволовые клетки, взятые из человеческих эмбрионов. Не проводятся же опыты на взрослом человеке без его на то согласия. Так почему же в подопытных кроликов мы превращаем человеческие эмбрионы? Это такие же люди, как и мы, только на другой стадии развития. Не только церковь, но любой нормальный человек будет против того, чтобы к людям относились как к сырью. На библейском языке этот нравственный принцип звучит просто: «Не убий!»
Как преподаватель биоэтики отмечу, что Нобелевская премия за достижения в области клеточных технологий - это хорошая новость. Потому что суть открытий японского и американского ученых в том, что им удалось успешно трансформировать взрослую стволовую клетку в другую, способную восстанавливать не только тот орган, который эта клетка была запрограммирована лечить, но и другие ткани, то есть они изменили свойства этой клетки, вернув ее на более раннюю, эмбриональную, стадию развития.
В этом случае проблема использования эмбриона для получения стволовых клеток отпадает сама собой.